В виде цилиндра. Цилиндрические баллоны производятся с наружным диаметром 200 мм, 240 мм, 270 мм, 300 мм, 315 мм, 360 мм, 400 мм, 450 мм. В зависимости от длины и диаметра получаем разные объемы баллонов с 10 до 230 литров. Наиболее популярные размеры - 40, 50, 60, 90 литров. Цилиндрические баллоны монтируют на автомобилях с помощью специально подготовленных креплений в соответствии с размером баллона.
В виде тора. Тороидальные баллоны (в разговорной речи - "тор", "таблетка", "бублик", "под запаску") максимально соответствуют по форме и размерам запасному колесу. Это позволяет установить газовый баллон в специальную нишу вместо запасного колеса. Наиболее популярный объем тороидального баллона - 40 или 42 литра (600 х 200 мм): он помещается в большинство ниш для запасного колеса. Конструктивно различают внутренние, внешние и вертикальные тороидальные баллоны.
Баллон пропановий - это резервуар с рабочим давлением 16 атмосфер. Толщина стенки такого баллона - 3 мм. Он предназначен для хранения сжиженного нефтяного газа (пропан буьан) . В зависимости от объема свободного места в автомобиле и наличия ниши для запасного колеса можно применять газовые баллоны соответствующего типа и требуемого размера. Встречаются следующие типы автомобильных газовых (пропанових) баллонов:
Такие экзотические виды, как комбинированные баллоны (состаят из нескольких цилиндрических баллонов, соединённых между собой в жесткую сборку), встречаются очень редко. Для безопасности максимальное наполнение газовых балонов ограничено 80% от общего объёма. Заправка газовых баллонов и расход газа из них обеспечивается млуьтиклапаном, который монтируется на горловину баллона. На табличке указывается общий объем баллона.Чаще всего газовые баллоны крепятся в следующих местах:
· в багажном отделении автомобиля;
· в салоне кроме отделения водителя – требуют соответствующей комплектации баллона;
· на раме автомобиля;
· над кабиной водителя под спойлером (в пикапах);
Редуктор (от лат. reductor отводящий назад, приводящий обратно) - основное устройство всей топливной газобаллонной системы автомобиля. Газовые редукторы предназначены для понижения давления газа, поступающего из баллона, и поддержания постоянного рабочего давления на выходе из редуктора. Пропановый редуктор-испаритель ступенчато снижает давление пропан-бутана с 16 атмосфер до необходимого (близко к атмосферному) и преобразует (испаряет) сжиженный газ из жидкого состояния в газообразное.
При испарении любого вещества (понижении давления), как известно, интенсивно снижается температура среды. Поэтому надежное испарение должно обеспечиваться подогревом редуктора газа. Для этого он подключается к системе охлаждения автомобиля. Если допустить обмерзание мембран газового редуктора, они скоро потеряют элластичность и придут в негодность. Вот почему холодный двигатель нужно заводить на бензине и только после прогрева до 30-50 градусов переходить на газ.
Редукторы для метана поэтапно снижают давление из баллона с 200 атмосфер до одной, поэтому их изготавливают трехступенчатыми. Устройство редуктора для пропан-бутана проще. Как правило, двухступенчатые пропановые редукторы испльзуются в системах ГБО с подачей газа через смеситель, а одноступенчатые - в системах распределенного впрыска газа через форсунки. Схема газового редуктора, кроме отдельных камер (одной, двух или трех) и клапанов между ними, состоит из канала холостого хода, испарителя (тосольного контура) и системы разрешения подачи газа.
Кроме количества ступеней, газовые редукторы различаются между собой способом регулирования и устройством систем пуска и холостого хода. Например, газовые редукторы делятся на два вида: электронные и вакуумные. В электронном газовом редукторе подача газа во впускной коллектор разрешается при проверке таких условий: переключатель стоит в положении "газ", зажигание включено и есть импульсы системы зажигания, то есть у двигателя есть обороты. Вакуумный газовый редуктор проверяет положение переключателя "газ-бензин", зажигание, и разрежение во впускном коллекторе, которое сигнализирует, что двигатель работает. У электронного редуктора есть небольшое преимущество: когда включается зажигание при включенном переключателе "газ", то во впускной коллектор сразу подается определенное количество газа, так называемая "стартовая доза", необходимая для лучшего пуска двигателя. Вакуумная система подаст газ во впускной коллектор только после того, как некоторое время поработает стартер. Считается также, что электронный газовый редуктор лучше, чем вакуумный, подходит для карбюраторных автомобилей с изношенными двигателями из-за того, что последние не создают нужную степень разрежения во впускном коллекторе.
Существует множество различных производителей редукторов газа. Неискушенному автовладельцу легко обмануться в разнообразии названий. Более осведомленные водители, например, таксисты, скажут Вам, что редуктор "Италия" - это единственно правильный выбор. Большая доля истины в этом есть. Сейчас газовые редуктора производятся в России, Беларуси, Турции, Польше, даже в Китае. Но так уж рассудила сама послевоенная история, что родиной высоких стандартов качествагазового оборудования стала Италия.
Электронный блок управления (ЭБУ) |
От устройств, рассчитанных на карбюраторные моторы, система третьего
поколения отличается в первую очередь наличием электронного блока
управления (ЭБУ).
Электроника, во-первых,
отключает бензиновые форсунки, не позволяя им подавать бензин во время
работы на газе. Во-вторых, при пуске мотора блок кратковременно
переключает его на питание бензином, давая форсункам поработать – это
исключает их коррозию и гарантирует беспроблемный запуск холодного
мотора. Наконец, «газовая» система лямбда-контроля помогает сохранить работоспособность каталитического нейтрализатора.
На основе данных лямбда-зонда электроника корректирует состав газо-воздушной смеси.
По команде ЭБУ шаговый двигатель исполнительного механизма меняет
проходное сечение канала, подводящего газ к цилиндрам. Это поддерживает
состав выхлопа в щадящем для катализатора диапазоне и улучшает работу
мотора за счет оптимизации процесса сгорания.
В старых инжекторных моделях без катализатора кислородный датчик
(лямбда-зонд) может неправильно оценивать состав «пропанового» выхлопа
из-за того, что он существенно отличается от бензинового. Зонд при этом
выдает «неправильный» сигнал, и «сбитый с толку» ЭБУ не может
обеспечить нормальную работу двигателя. В данном случае допускается
упрощенный вариант модернизации: поскольку катализатор отсутствует,
компьютеру достаточно скорректированного эмулятором сигнала от датчика
– «мозг» примет его за «правильный» и запустит двигатель.
Кран-переключатель
режимов «газ/бензин» в инжекторных версиях имеет два, а не три
положения. Из его алгоритма исключен «нулевой вариант». Имеется в виду
промежуточный между переключением с одного вида топлива на другое
режим, при котором перекрыты и газ, и бензин, а двигатель вырабатывает
бензин из поплавковой камеры карбюратора.
ГБО третьего поколения
подают газ через один смеситель, встраиваемый в воздушный тракт
впускного коллектора двигателя. Эти системы оборудуются антихлопковыми
клапанами. Это нехитрое устройство препятствует воспламенению смеси во впускном коллекторе, что может иметь место при сбое в системе зажигания.
Лучше
всего особенностям инжекторных двигателей отвечают системы газового
питания четвертого поколения. Это уже системы распределенного «впрыска»
газа, который подается через форсунки, установленные во впускном
коллекторе непосредственно перед впускными клапанами. Форсунки снабжены электроклапанами, которые открываются по команде электронного блока управления.
Как
в системах впрыска бензина, топливо подается в нужный момент и в
оптимальном количестве. Благодаря этому достигаются значительные
преимущества перед конструкциями предыдущей схемы: минимальное падение
мощности при переходе с бензина на газ, небольшой расход газообразного
топлива – практически 1:1 по отношению к бензину. Поскольку подаваемый
сразу к клапанам газ не присутствует во впускном коллекторе, исключается вероятность появления «хлопков», что особенно важно, если коллектор пластиковый.
Наконец,
ГБО последнего поколения оснащаются более совершенным ЭБУ. При
определении оптимального состава смеси он учитывает информацию от
лямбда-зондов, датчиков температуры и разрежения в системе впуска. Все
это делает современные системы газового питания пригодными для монтажа
на самые современные автомобили. Большинство моделей
с компьютеризованными системами управления двигателем можно питать
газом исключительно посредством ГБО четвертого поколения.
Инструкция по эксплуатации ГБО |
Примечание: На некоторых моделях систем газобаллонной аппаратуры устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для ограничения количества газа, подаваемого в двигатель на всех режимах работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом (или винтами).Редуктор-испаритель предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель. На редукторе имеется винт регулировки холостого хода. Вращая его вправо или влево, добиваются максимальной частоты вращения холостого хода. Затем постепенно винт подкручивают до установления минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала.
Обслуживание. Через каждые 1500-2000 км пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой).
Смеситель служит для приготовления рабочей смеси (смешивает газ и воздух).
Электромагнитный газовый клапан служит для подачи газа в редуктор и перекрытия газа при работе на бензине (управляется дистанционно из салона автомобиля).При включенном зажигании и установке переключателя в положение "Газ" клапан открыт и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор. При выключенном зажигании клапан находится в положении "Закрыт".
Обслуживание. В нижней части клапана находится фильтр тонкой очистки газа от механических примесей. Очищать фильтр следует через каждые 30 000 км пути.
Электромагнитный бензиновый клапан служит для подачи бензина в карбюратор при перекрытии подачи газа. В нижней части клапана имеется винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. Винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение в случае выхода из строя электросхемы газового оборудования.
Предохранитель защищает от выхода из строя электромагнитные клапаны. Он находится в держателе, установленном в проводе электропитания.
Вилка-тройник находится на трубопроводе низкого давления, соединяющем редуктор и смеситель, и предназначена для подводки газа к обеим камерам карбюратора. На вилке имеются один или два винта, которые служат для регулировки количества газа, поступающего в двигатель через смеситель (винты) мощности. Для увеличения мощности винты следует вращать против часовой стрелки, для уменьшения мощности и сокращения расхода газа - по часовой стрелке.
Управление режимами работы двигателя производится с помощью переключателя "Газ-бензин", расположенного в салоне автомобиля с карбюраторной системой питания в удобном для водителя месте на приборной панели. При переключении с бензина на газ необходимо выработать остаток бензина из поплавковой камеры карбюратора. Для этого при работающем на бензине двигателе переключить клавишу "Газ-бензин" из положения "Бензин" в нейтральное положение и подождать 15-20 с, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Только после этого можно переключиться на газ. Переключение с газа на бензин можно осуществлять, минуя нейтральное положение клавиши. Вышеуказанные операции проводить на месте при работающем двигателе и на ходу. На некоторых моделях отечественных газотопливных систем устанавливались переключатели с рукояткой, имевшей четыре фиксированных положения, выполнявшие роль кнопки для впрыска газа в карбюратор для обогащения смеси. Этим приемом еще пользуются перед пуском холодного двигателя на газе или после длительной стоянки, если двигатель не пускается с первого раза. Продолжительность нажатия на кнопку 1-2 с, число нажатий перед пуском 2-3 раза.
Внимание! Переключать двигатель в режим "Газ" в холодное время года (при температуре воздуха от -5 °С и ниже) можно только после прогрева двигателя на бензине до 40-50 °С. В холодное время года перед продолжительной парковкой автомобиля за 150-200 м до остановки следует переключать двигатель на бензин.
Газовый баллон размещают в багажнике автомобиля. На нем имеется вентиляционная коробка с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой находятся заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне (кроме электронных указателей уровня), заправочная чашка (если нет дистанционной заправки).
Внимание! При парковке автомобиля в закрытом помещении (гараж, станция обслуживания и т.д.) обязательно закрыть оба вентиля - заправочный и расходный на газовом баллоне. В новых конструкциях заправлять баллон можно не открывая крышку багажного отделения: имеется заправочный присоединительный штуцер, закрываемый заглушкой. Внутри штуцера находится обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газозаправочной станции.
Запрещается!
1. Раскручивать соединительные трубопроводы, находящиеся под давлением.
2. Ремонтировать и демонтировать газовый редуктор-испаритель и газовый электромагнитный клапан при наличии в них газа.
3. Демонтировать газовый балон при наличии в нем сжиженного газа или паров газа.
4. Длительное воздействие прямых солнечных лучей на газовый баллон (не держать открытый багажник на солнце).
5. Проводить сварочные и другие виды работ, связанные с выделением большого количества тепла (сушка автомобиля в сушильной камере и т.п.).
Внимание! При обнаружении сильного, резкого запаха газа водитель обязан:
1. Немедленно остановиться, выключить зажигание, перекрыть оба вентиля на газовом баллоне.
2. По возможности определить визуально место утечки (характерно обморожение, покрытие инеем места утечки).
3. После устранения утечки (когда перестанет пахнуть газом) переключатель следует поставить в положение "Бензин", включить зажигание, подкачать бензин в карбюратор, запустить двигатель и продолжать движение только на бензине до устранения неисправности. Соблюдение данной инструкции обеспечит безопасную работу газового оборудования.
Газовая установка автомобиля гораздо проще, чем бензиновая система питания. Газ хранится в герметичном баллоне, установленном в багажнике. Устройство, аналогичное бензонасосу, отсутствует по причине ненужности, газ под давлением поступает в редуктор. Редуктор подогревается охлаждающей жидкостью из системы охлаждения, в нем газ испаряется и уже в газообразном виде (так называемая паровая фаза) идет в смеситель через дозатор. Смеситель это такая железка хитрой формы, устанавливаемая перед дроссельными заслонками и, как следует из названия, занимается перемешиванием газа с воздухом, то есть, приготовлением рабочей смеси или смесеобразованием. Дозатор–регулировочное устройство. Перед редуктором стоит электромагнитный клапан для отключения подачи газа. Переключатель газ-бензин выводится в салон, обычно ставится на штатное место и фиксируется в трех положениях "газ", "бензин", и "ничего", перекрывая один или два клапана. При выключенном зажигании оба клапана закрыты. Некоторые выключают подачу газа, если пропала искра. газовые системы
Чип-тюнинг При переводе инжекторного двигателя для работы на сжиженном или сжатом газе для максимального сохранения мощностных и экономических характеристик желательно перепрограммировать ЭБУ мотора. Зачем? Газ имеет более высокое октановое число – выше 100 ед., сгорает медленнее, и чтобы до открытия выпускного клапана он успел полностью сгореть, необходимо увеличить время горения, изменив угол опережения зажигания. Кроме того, при работе на газе отпадает необходимость в лямбда-зонде. Он не нужен из-за того, что состав отработавших газов изменяется. Форсунки при установке ГБО четвертого поколения на программном уровне не отключают, поскольку импульсы на их открытие идут в «мозг» оборудования для пропорционального перерасчета сигналов на открытие газовых форсунок.
Существует много версий о повышенной пажароопасности газобаллонного
оборудования. Это мнения людей, далёких от знаний характеристик, как
самого сжиженного нефтяного газа, так и современных газовых систем,
устанавливаемых на автомобили.
Ответим на вопрос о безопасности: самого СНГ (сжиженного нефтяного газа) и сравним его с базовым топливом автомобилей.
Сжиженные газы - это такой же нефтяной продукт, как и бензины, только,
в отличие от бензина, газ является побочным продуктом переработки нефти
(этим объясняется его невысокая стоимость по сравнению с бензином).
Верхний предел воспламеняемости пропан - бутановых смесей
характеризуется содержание 8,4-9,9% газа в воздухе, а нижний предел
1,8-2,4%, пределы воспламенения газа бензина в смеси с воздухом
составляют соответственно 0,6-1,5%. Таким образом, пределы
воспламенения газа на 15-20% выше по сравнению с бензином. Это значит,
что при утечке топлива, бензину для воспламенения требуется меньший
объём воздуха, чем газу, т.е. сжиженный газ не будет гореть, в то время
как уже вспыхнет бензин. Не стоит забывать и о том, что для
обеспечения безопасности в газ добавляют одоранты - вещества особого
запаха (кстати, не имеющие ничего близкого, с благоуханиями
французского парфюма) не очень приятного для обоняния. Отсюда и
разговоры, что газовые автомобили неприятно пахнут. Одоризация может
быть осуществлена путём добавления пахучих веществ позволяющих
определять даже незначительные утечки газа из системы питания и
выхлопа. Содержания одоранотов в сжиженном газе мене 0,001% по массе. В
такой низкой концентрации они абсолютно безвредны для человека. Запах
одорантов ощущается даже при содержании 0,19г в 1000 м3 воздухом и
следует отметить, что он имеет особенность скапливаться в небольших
количествах в моторном масле, системах питания и выпусков. Из всего
этого следует, что в отличие от бензина газ можно почувствовать, даже
при самой незначительной утечке. Справедливо будет сказано, что
сжиженный нефтяной газ находится в системе под давлением максимально не
превышающим 1,6 МПА (примерно 16 атмосфер), однако емкость (баллон) для
заполнения и хранения газа в автомобиле рассчитана на давление минимум
25-30 МПА, т.е. запас прочности газового баллона в 2 раза привечает его
рабочее состояние. Стенка баллона выполнена из специальной
высококачественной стали толщиной минимум 3мм. Все детали газового оборудования выполнены из цветных металлов, что
полностью исключает искрообразование, газовые магистрали сделаны из
обожженной меди, которая рассчитана на максимальное давление 40
Атмосфер, все соединения трубок осуществляются беспрокладочным
ниппельным соединением и допускают многократную разборку. В случае
обрыва магистральной трубки мультиклапаном автоматически блокируется
подача газа из баллона.